Трудовые пенсии в России
Читайте также:
На сколько и когда будет повышение пенсий в 2013 году?
Кому и как увеличат пенсию в России в 2013 году
Пенсионная реформа в России
Минфин «давит» пенсионеров-россиян
Минимальный размер оплаты труда в России
Пенсионная реформа зашла в тупик
Расчет трудовых пенсий по старости для россиян отличается от аналогичного расчета для украинцев:
1. Так, согласно закону "О трудовых пенсиях" (глава IV, статья 14) размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ = ПК/Т + Б
где,
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев);
Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
2. Далее, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лиц (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, устанавливается в сумме 2 562 рублей в месяц.
3. Лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 5 124 рублей в месяц.
4. Лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в следующих суммах:
1) при наличии одного такого члена семьи - 3 416 рублей в месяц;
2) при наличии двух таких членов семьи - 4 270 рублей в месяц;
3) при наличии трех и более таких членов семьи - 5 124 рублей в месяц.
5. Лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в следующих суммах:
1) при наличии одного такого члена семьи - 5 978 рублей в месяц;
2) при наличии двух таких членов семьи - 6 832 рублей в месяц;
3) при наличии трех и более таких членов семьи - 7 686 рублей в месяц.
6. Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, указанный в пунктах 2 - 5 настоящей статьи, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).
При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства.
При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с пунктами 2 - 5 настоящей статьи.
7. Лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
8. Лицам, указанным в пункте 7 настоящей статьи, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 7 686 рублей в месяц.
9. Лицам, указанным в пункте 7 настоящей статьи (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в следующих суммах:
1) при наличии одного такого члена семьи - 5 124 рублей в месяц;
2) при наличии двух таких членов семьи - 6 405 рублей в месяц;
3) при наличии трех и более таких членов семьи - 7 686 рублей в месяц.
10. Лицам, указанным в пункте 7 настоящей статьи, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в следующих суммах:
1) при наличии одного такого члена семьи - 8 967 рублей в месяц;
2) при наличии двух таких членов семьи - 10 248 рублей в месяц;
3) при наличии трех и более таких членов семьи - 11 529 рублей в месяц.
11. Лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 330 рублей 60 копеек в месяц.
12. Лицам, указанным в пункте 11 настоящей статьи, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 6 661 рубля 20 копеек в месяц.
13. Лицам, указанным в пункте 11 настоящей статьи (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в следующих суммах:
1) при наличии одного такого члена семьи - 4 440 рублей 80 копеек в месяц;
2) при наличии двух таких членов семьи - 5 551 рубля в месяц;
3) при наличии трех и более таких членов семьи - 6 661 рубля 20 копеек в месяц.
14. Лицам, указанным в пункте 11 настоящей статьи, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в следующих суммах:
1) при наличии одного такого члена семьи - 7 771 рубля 40 копеек в месяц;
2) при наличии двух таких членов семьи - 8 881 рубля 60 копеек в месяц;
3) при наличии трех и более таких членов семьи - 9 991 рубля 80 копеек в месяц.
15. Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, указанный в пунктах 7 - 14 настоящей статьи, устанавливается независимо от места жительства гражданина.
16. Гражданам, имеющим право на увеличение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (пункты 2 - 5 настоящей статьи) на соответствующий районный коэффициент в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи и одновременно на фиксированные базовые размеры страховой части трудовой пенсии по старости, предусмотренные пунктами 7 - 14 настоящей статьи, по выбору гражданина производится либо установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, предусмотренного пунктами 2 - 5 настоящей статьи с применением пункта 6 настоящей статьи, либо установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, предусмотренного пунктами 7 - 14 настоящей статьи.
17. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 2 настоящей статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона, на день достижения возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, увеличивается на 6 процентов.
18. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 2 настоящей статьи) при наличии страхового стажа, не достигающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин (за исключением граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона), уменьшается на 3 процента за каждый полный год, недостающий до 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин.
19. В страховой стаж, указанный в пункте 17 настоящей статьи, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и периоды, предусмотренные подпунктами 1 (в части периода прохождения военной службы по призыву), 3 и 6 - 8 пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
В страховой стаж, указанный в пункте 18 настоящей статьи, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и периоды, засчитываемые в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности и предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
20. Размер страховой части трудовой пенсии по старости застрахованного лица, являвшегося получателем трудовой пенсии по инвалидности, при установлении в соответствии с пунктом 4.1 статьи 19 настоящего Федерального закона данному лицу страховой части трудовой пенсии по старости по достижении возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, и имеющего не менее 5 лет страхового стажа, а также размер страховой части трудовой пенсии по старости застрахованного лица, являвшегося получателем трудовой пенсии по инвалидности в общей сложности не менее 10 лет, не могут быть менее размера трудовой пенсии по инвалидности, который был установлен указанным лицам по состоянию на день, с которого им была прекращена выплата указанной трудовой пенсии по инвалидности.
21. При назначении впервые страховой части трудовой пенсии по старости в более позднем возрасте, чем это предусмотрено пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (пункт 1 настоящей статьи) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста, но не ранее чем с 1 января 2002 года и не ранее чем со дня приобретения права на назначение страховой части трудовой пенсии по старости. При этом ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, применяемый для расчета размера страховой части указанной пенсии, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).
22. При перерасчете или корректировке страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 17 настоящего Федерального закона ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (пункты 1 и 21 настоящей статьи) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости. При этом указанный период, в том числе с учетом его сокращения в случае, предусмотренном пунктом 21 настоящей статьи, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев). При перерасчете или корректировке доли страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 17.1 и пунктами 4 и 5 статьи 17.2 настоящего Федерального закона ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (пункт 1 настоящей статьи) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения доли страховой части трудовой пенсии по старости. При этом указанный период не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).
23. Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
НЧ = ПН/Т
где,
НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии по старости;
ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии (пункт 1 настоящей статьи).
24. В случае установления трудовой пенсии по старости, в состав которой входят страховая часть и (или) накопительная часть указанной пенсии, средства, отраженные в общей части индивидуального лицевого счета и (или) специальной части индивидуального лицевого счета и учтенные при назначении этой пенсии, не принимаются во внимание при перерасчете и корректировке соответствующей части трудовой пенсии по старости (доли страховой части трудовой пенсии по старости) по основаниям, предусмотренным пунктами 3 - 5 и 9 статьи 17, пунктами 4 и 5 статьи 17.1 пунктами 4 и 5 статьи 17.2 настоящего Федерального закона, и при индексации расчетного пенсионного капитала, предусмотренной пунктом 11 статьи 30 настоящего Федерального закона.
25. Размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
П = СЧ + НЧ
где,
П - размер трудовой пенсии по старости;
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости (пункты 1 - 22 настоящей статьи);
НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости (пункт 23 настоящей статьи).
На сколько и когда будет повышение пенсий в 2013 году?
Этот вопрос был поднят недавно на заседании Правительства РФ. Было озвучено следующее: трудовые пенсии до конца 2013 года будут повышаться 3 раза, и повысятся в среднем на 30%. Таким образом, средний размер пенсий по России до конца года составит 12000 рублей. Предположительно, первое повышение будет с 1 января 2013 года, второе - с 1 июля, и третье - с 1 октября 2013 года.
Тем же пенсионерам, которые имеют накопительную часть пенсии в негосударственном ПФ, будет также предоставлена возможность получать соответствующие выплаты средств пенсионных накоплений. Достаточно только написать заявления в него, а те, кто остался в ПФР, также после написания заявления смогут получать накопленные средства.
Повышение пенсий по инвалидности в России в 2013 году
Так как, начиная с 2012 года, был введен фиксированный базовый размер пенсии по инвалидности, соответствующий базовому размеру части трудовой пенсии, то теперь повышение социальной пенсии происходит автоматически одновременно с трудовой. К концу 2013 года размер средней социальной пенсии в России составит 7200 рублей.
Повышение военных пенсий в России в 2013 году
В 2013 году порядок, который определяет денежное довольствие военнослужащих и военных пенсионеров не изменится. Как и прежде, пенсии венным будут начисляться в соответствии со следующей формулой: 50% за выслугу лет и дополнительно за каждый год выслуги еще 3%, но общая сумма не должна быть больше 85%.
К тому же, согласно недавно подписанному указу президента об индексации пенсий отставникам, ежегодная денежная добавка к их пенсионному довольствию должна на 2 % превышать цифры прогнозируемой инфляции. Таким образом, повышение пенсий военным пенсионерам в 2013 году произойдет дважды: с 1 января 2013 года начислят уже не 54%, а 56% от базовых военных окладов, а с 1 октября – этот показатель увеличится до 58,5%.
В целом, до конца 2013 года запланировано повышение военных пенсий в среднем на 20%, и к концу года средней размер пенсии военных составит около 22000 рублей.
Источник:bs-life.ru
Кому и как увеличат пенсию в России в 2013 году
В 2013 г. пенсионное законодательство собираются полностью переписать. Но и действующая система выплаты пенсий вызывает у наших читателей много вопросов. На самые актуальные ответили специалисты Пенсионного фонда РФ.
Где прибавят?
В 2013 г. будут повышаться и трудовые пенсии, и пенсии по гособеспечению. Трудовые пенсии будут повышаться два раза. Первая индексация пройдёт 1 февраля - трудовые пенсии вырастут на показатель уровня инфляции за 2012 г. - на 6,5-7%, второй раз - 1 апреля, более чем на 3%, по уровню роста доходов ПФР в 2012 г. в расчёте на одного пенсионера. Пенсии по гособеспечению, в том числе социальные пенсии, с 1 апреля увеличатся на 5,1%. В результате размер средней трудовой пенсии по старости в 2013 г. составит 10 313 руб., социальной пенсии - 6169 руб.
«Ветеранские» и «инвалидные» будут увеличивать
С 1 апреля на 5,5% будут проиндексированы размеры ЕДВ (ежемесячных денежных выплат), которые вместе с пенсией получают федеральные льготники. На столько же в составе ЕДВ увеличится и денежный эквивалент набора социальных услуг. Напомним, что федеральные льготники имеют право выбора - получать социальные услуги в натуральной форме или в денежном эквиваленте.
В ПФР отказываются выплачивать накопительную часть пенсии, которую начали назначать в 2012 г.
Для получения накопительной части пенсии необходимо, но недостаточно просто иметь право на назначение трудовой пенсии или уже являться пенсионером. Также нужно иметь средства пенсионных накоплений, зафиксированные на индивидуальном счёте в Пенсионном фонде. Пенсионные накопления формируются у граждан 1967 года рождения и моложе, а также у мужчин 1953-1966 годов рождения и женщин 1957-1966 годов рождения, за которых с 2002 по 2004 г. работодатель уплачивал страховые взносы на накопительную часть. Остальные граждане, не входящие в эти возрастные группы, могут формировать свои пенсионные накопления только самостоятельно.
Зарплату урежут?
В 2013 г. работодатель в фонд вашей будущей пенсии будет платить чуть больше. Тариф страхового взноса остался на уровне 22% (16% из них будут отражаться на вашем индивидуальном лицевом счёте, 6% направляются на финансирование базового размера пенсий нынешних пенсионеров), но увеличился предельный годовой заработок, с которого уплачиваются эти взносы, - с 512 до 568 тыс. руб.
Как изменят отчисления на накопительную пенсию?
С 2014 г. россиянам, формирующим свои пенсионные накопления, будет предоставлена возможность изменить тариф страхового взноса на накопительную часть пенсии: либо оставить 6%, как сегодня, либо снизить его до 2%, тем самым увеличив страховой тариф в солидарную часть с 16 до 20%. Для того чтобы сделать этот выбор, нужно будет в течение 2013 г. подать в ПФР заявление (его форма ещё разрабатывается).
Пенсионная реформа в России
В 2011 году правительство широко разрекламировало новую реформу, призванную к 2030 году улучшить пенсионное обеспечение, несмотря на демографическую яму. При этом Дмитрий Медведев преподнес затеянные преобразования как работу над ошибками предыдущего поколения реформаторов, которые в 2002 году ввели систему обязательных пенсионных накоплений.
Однако продумать реформу до конца в 2012 году правительство не успело: работу над новой пенсионной формулой планируется завершить к марту уже этого года. Но ее очертания ясны уже сейчас. Во-первых, планируется кардинально повысить роль стажа: для назначения трудовой пенсии нужно будет отработать 10 лет, а для получения максимальной пенсии (40% от бывшего заработка) придется отпахать 35 лет. Во-вторых, обязательные отчисления в накопительную часть пенсии сократятся с 6% до 2% от зарплаты — в пользу солидарной части. Отказаться от «общего котла» можно будет, подав в течение 2013 года заявление в Пенсионный фонд.
В перспективе, не отрицают чиновники, все 6% по умолчанию будут уходить в солидарную часть, и пенсионная система постепенно приобретет распределительные очертания. При этом правительство закрывает глаза на экономическую логику: при стареющем населении и ограниченных перспективах долгосрочного экономического роста «распределиловка» обречена на провал. Она является выходом разве что для растущих экономик типа Турции, где работников с каждым годом становится больше.
Еще в 1967 году нобелевский лауреат Пол Самуэльсон сравнил распределительную систему с финансовой пирамидой, в которой участники получают выплаты до тех пор, пока идет массовый приток «новобранцев». Когда число работников, вносящих взносы в систему, начинает падать, она становится неустойчивой. В итоге наши чиновники, вместо того чтобы усовершенствовать методы инвестирования пенсионных накоплений, предлагают вернуться к заведомо провальной модели.
Источник:subscribe.ru
Минфин «давит» пенсионеров-россиян
Министерство финансов совместно с независимыми экспертами разработало проект, состоящий из 13 инициатив, которые позволят сократить бюджетные расходы на 1,1 трлн рублей всего за три года. Это предложение уже направлено на рассмотрение правительства. С целью оптимизации бюджета ведомство предлагает провести политику сокращения ряда расходов, а также поднять налоги. Самым «хлебным» объектом сокращения расходов для бюджета являются пенсии. Так, за счет пенсионных реформ бюджет может сэкономить до 781 млрд рублей к 2020 году, если власти поддержат отказ от двухразовой системы индексации пенсии. Но это еще не все – Минфин предлагает ограничить рост пенсий размерами инфляции и двумя процентами сверху, благодаря таким мерам можно сохранить 1,5 трлн рублей в ближайшие семь лет. Кроме того, есть и другие варианты экономии за счет пенсионеров и будущих пенсионеров. В частности, эксперты хотят проводить политику по стимулированию более позднего выхода на пенсию, а также проработать вопрос повышения пенсионного возраста, чтобы россияне получали фиксированную базовую трудовую пенсию в полном объеме. Если последняя инициатива будет одобрена, возраст выхода на пенсию будет увеличиваться не сразу, а постепенно – в 2019 году с 55 до 60 лет (для женщин) при одновременном введении выплаты неполной базовой части пенсии женщинам, пенсия которым назначена в возрасте с 55 до 60 лет. Авторы проекта затронули интересы не только пенсионеров – они предлагают отказаться от выплат материнского капитала для второго и последующих детей (сейчас его размер составляет более 400 тысяч рублей, сумма для многих регионов немаленькая). Благодаря таким мерам власти планируют сэкономить до 330 млрд рублей к 2016 году. Впрочем, Минфин совсем не забывает о российской демографии – часть бюджетных денег вместо выплаты материнского капитала власти планируют выделять семьям с низким достатком.
Программа по оптимизации бюджета коснется не только расходов, но и доходов. Так, ожидается, что отмена налоговых льгот и оптимизация фискальной сферы принесут бюджету около 1,3 трлн рублей. Проект Минфина, касающийся оптимизации бюджета, создан для того, чтобы предупредить возможные кризисные явления, считает управляющий директор ГК «Алор» Сергей Хестанов. «Если говорить о той экономической ситуации, что есть сейчас, то с точки зрения макроэкономики она достаточно неплохая, то есть у нас хоть и низкие темпы роста, но по сравнению с другими странами, они хотя бы положительные», – рассказал эксперт. Кроме того, объясняет Хестанов, у России очень маленький государственный долг и низкое давление по выплатам по госдолгу, а также приличные резервы. Финансовая ситуация РФ выглядит если не хорошей, то хотя бы намного лучше, чем у большинства других стран, отмечает аналитик. Но Министерство финансов на то и Министерство финансов, и оно обязано думать не только о том, что происходит сейчас, но и о том, что будет в будущем. И здесь пессимизм Минфина оправдан, считает Хестанов, поскольку перспективы нашей экономики выглядят достаточно туманными, и стоит нефтяным ценам немного снизиться, «у нас все станет весьма и весьма плохо».
Как показывает практика, урезать расходы нужно не тогда, когда «припекло», а когда существуют определенные запасы. Министерство финансов абсолютно разумно начало говорить о сокращении расходов, подчеркивает эксперт. Между тем заместитель генерального директора «Калита-Финанс» Игорь Суздальцев считает, что ситуация в российской экономике складывается не лучшим образом уже сейчас, и связано это с тем, что Банк России и Минфин покупают иностранную валюту «на все наши деньги, выводят капитал из страны и тем самым подрывают один из факторов производства в системе «труд-земля-капитал». Иными словами, объясняет эксперт, денежные власти уводят «все наши деньги за рубеж, а потом пытаются оптимизировать бюджет, причем, опять же за наш счет».
В свою очередь экономист Павел Медведев придерживается мнения, что Минфин сейчас прижат к стенке и у него не так много рычагов. «Мне кажется, это предложение не столько сократить пенсии, сколько импульс, который Минфин хочет послать высшему руководству страны. Дорогие мои, — хочет он сказать. — Когда же вы когда-нибудь начнете что-нибудь делать?», – посетовал Медведев. По мнению Суздальцева, урезание расходов на пенсии и материнский капитал — не что иное, как «преступление против нации и геноцид». «Инициатива Минфина не просто несправедлива, она аморальна. В некоторых нефтедобывающих странах даже подоходный налог с граждан не берут, а в России, при огромных нефтегазовых доходах до 1 млрд. долларов США в день (каждый день!), у власти хватает совести еще и обдирать собственных граждан. Нехорошо», – рассуждает эксперт. «Сокращать лучше расходы на оборону».
По материалам АиФ.ru
Минимальный размер оплаты труда в России
Дата |
МРОТ 2000-2013 в российских рублях |
с 1 января 2013 |
5 205 |
c 1 января 2012 |
4 611 |
с 1 июня 2011 |
4 611 |
с 1 января 2010 |
4 330 |
с 1 января 2009 |
4 330 |
с 1 сентября 2007 |
2 300 |
с 1 мая 2006 |
1 100 |
с 1 сентября 2005 |
800 |
с января 2005 |
720 |
с 1 октября 2003 |
600 |
с 1 мая 2002 |
450 |
с 1 июля 2003 |
300 |
с 1 января 2001 |
200 |
с 1 июля 2000 |
132 |
источник: mojazarplata.ru
Пенсионная реформа зашла в тупик
В российской пенсионной системе произошел необъявленный дефолт. Отныне государство не намерено выполнять взятые ранее пенсионные обязательства. Впредь будущие пенсионеры будут заботиться о старости в основном самостоятельно. Если смогут: кризис на пороге.
Ретроспектива
Генезис пенсионного дефолта таков. В конце 2001 г. Госдума приняла пакет законов, вводивший ныне доживающую последние дни трехуровневую пенсионную систему (базовое, страховое, накопительное пенсионное страхование). На основе актуарных расчетов (актуарии — страховые математики) был определен тариф, позволявший относительно бескровно сводить бюджетно-пенсионный дебет-кредит (если кто забыл, из 35,6% ЕСН 28 п.п. шло на пенсии).
До 2005 г. пенсионный институт функционировал достаточно слаженно, трудовые пенсии за 2000–2004 гг. выросли более чем в 2,5 раза, а бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) из хронически дефицитного стал профицитным (по итогам 2003 г. остаток средств бюджета ПФР составил 100,4 млрд рублей, 2004 г. — 66,5 млрд рублей). Однако в 2005 г. без каких-либо вменяемых расчетов с 35,6% до 26% снизилась ставка ЕСН. Так реализовывалось благое намерение власти вывести наши заработки из тени.
Основной удар при сокращении ЕСН был нанесен по пенсионному страхованию: доля пенсионных отчислений уменьшилась с 28 до 20 п.п., то есть из 9,6 п.п. суммарного снижения 8 п.п. пришлось на пенсионную систему. Предсказуемо нарисовался дефицит, сначала небольшой (в 2008 г. на покрытие недостачи по страховой части трудовых пенсий требовалось «всего» 171,8 млрд рублей), но в последующие годы выросший до 1 трлн.
Достигла ли власть заявленной цели, вышли «дорогие россияне» на свет фискальный? Нет. С начала нулевых плата за обналичку, посредством которой выплачиваются «серые» зарплаты, колебалась от 2–3 до 8–10%. Вытащить налоговых уклонистов за хвост можно было двумя способами: снизить общий объем «зарплатных» налогов и взносов — подоходный налог (13%) плюс социальные отчисления (26%) — до 10–15%, что нереально, либо резко ужесточить борьбу с незаконными финансовыми операциями, что также невыполнимо. Все разговоры об увеличении собираемости НДФЛ, интеллигентно выражаясь, лукавство. В целом рост сборов, и это многократно доказано, коррелировал с расширением фонда заработной платы по экономике в целом.
К концу 2012 г. переродившаяся в финансовую пирамиду пенсионная система России сдулась окончательно. Государство, в свое время декларировавшее временный характер снижения ставки ЕСН с обязательством покрывать недостачу, оказалось не в силах выполнять взятые обязательства. Но вместо того, чтобы разъяснить суть собственных ошибок и покарать виновных (вот еще), оно решило (по обыкновению) уничтожить в целом разумный, построенный на позитивных мировых практиках пенсионный порядок.
Блицкриг
Введение с 2002 г. накопительного пенсионного компонента стало уникальным, до сих пор не превзойденным российским управленческим ноу-хау. С одной стороны, накопительная схема существует во всех пенсионных системах в обязательной (например, Франция, Швеция, Чили) или добровольной (те же Великобритания или США) формах. Особо нужно отметить накопительное пенсионное страхование в Германии: формально оно является добровольным, но фактически государство полностью компенсирует плательщикам всю сумму взносов. Со всех сторон выгодно.
С другой стороны, в те смутные времена перед властями остро стояла так называемая проблема-2003, проще говоря, выплата $17 млрд Парижскому клубу кредиторов (полностью мы рассчитались в 2006–2007 гг.). Нефть тогда только-только дорожала, ЮКОС также был впереди, так что взять необходимые средства, казалось, было неоткуда. Возможно, пенсионные накопления, взимавшиеся со всех работающих мужчин и женщин (соответственно, 1953 и 1957 г.р. и моложе) и аккумулировавшиеся в непрозрачном Внешэкономбанке (ВЭБе), и стали заветной палочкой-выручалочкой.
Сколько пенсионных денег тогда «стрельнули» — загадка, но на прямой линии 18 декабря 2003 г. президент Путин выдал таинственную реплику: «Помните, сколько мы говорили в свое время, в 2002 году, о пике выплат по внешнему долгу в 2003-м, и даже часто пугали друг друга: как это отразится на жизни страны, сможет ли правительство справиться с социальными обязательствами перед населением? Мы выплатили 17 миллиардов долларов — страна этого даже не заметила».
Дополнительным аргументом представленной версии может служить маниакальное упорство наших «рабов на галерах», сразу после 2003 г. приступивших к утилизации положительно зарекомендовавшей себя в мире накопительной модели. Пенсионные накопления — это те самые «длинные» деньги, без которых якобы задыхается экономика, это ощутимая поддержка фондового рынка, это, в конце концов, солидная инвестиционная доходность. В США в те годы подсчитали, что если работник осуществляет ежегодные накопительные взносы в размере $2 тыс. (что приблизительно соответствовало 6% от среднегодовой американской зарплаты на тот период) на протяжении 40 лет работы, то при средней доходности в 8% годовых (до кризиса американский фондовый рынок рос в среднем на 17% в год) его накопления увеличиваются в семь (!) раз.
Ельцинские беспредельщики могли людей банально кинуть, устроив, скажем, тот же дефолт-98. Пришедшие на смену «порядочные» люди поступили «по понятиям». Сначала они исключили из накопительной системы работников 1953–1966 г.р., потом с 6 до 4% снизили обязательные накопительные отчисления, а теперь, после неудавшейся ликвидации накопительного компонента в начале 2008 г., решили рассчитаться окончательно, переведя накопления «молчунов» из ВЭБа в ПФР. Деньги и ставки взносов тех, кто предпочел ВЭБу негосударственные пенсионные фонды, остались в целости и сохранности.
Солнце еще высоко
Нет, нет, пенсия у нас, какая-никакая, все же будет. Конечно, не та, что предсказывает «веселый калькулятор» («Министерство труда рассчитало не туда» «МК» от 2.07.2013 г.), но тем не менее. Остается ответить на главный вопрос: почему наши правители, зная о сонмище отрицательных отзывов на провальный проект очередной пенсионной реформы, настырно двигают ее в массы?
Слепоглухих идиотов в правительстве, безусловно, много, кто же спорит. Однако вполне вероятно, что таким маневром власти готовятся ко второй волне экономического кризиса. Волне, что уже накрывает, как бы мы ни пытались обмануться. Денег на пенсионные трансферты в бюджете в скором времени может не оказаться, напечатать — тоже не выход, а в кризис ухудшать и без того тяжелое положение представителей старших возрастов себе дороже. Наведение порядка в собираемости налогов и взносов нынешними мытарями как вариант не рассматривается в силу сложности и долговременности процесса. Пронесет — все вернется на круги своя, нет — ответственность за пенсионный крах ляжет на отставленное к тому времени правительство продвинутых неудачников.
Источник:subscribe.ru